На фоне революции И снова Куба. Только теперь с противоположной стороны баррикад. Это рассказ о Революции 1959 года, а точнее о предреволюционной ситуации в стране, когда Батиста еще силен, но, чувствуя угрозу по имени «Фидель», пытается задушить зарождающий протест.
То здесь, то там ловят так называемых преступников, всех подозрительных, на месте расстреливая членов повстанческой армии. А люди хотят в повстанцы!
Примечателен, например, образ молодого парня, официанта, который мечтает попасть в ряды солдат Фиделя, и уверен, что этого можно добиться только путем убийства высокопоставленных чиновников и военных. И парню необычайно везет: он постоянно уходит от полиции. И в итоге пополняет ряды новой армии.
Но вернемся к знакомству с фильмом. Нужно сказать, что фильм, созданный в США и для жителей США, провалился в свое время в прокате. Можно назвать несколько причин, но мне думается, что прежде всего это слабость, вялость сюжета и отсутствие четкой позиции режиссера по самому главному вопросу: так кто же прав. Слоган фильма для проката тоже мало о чем говорит: «Part Heaven… Part Hell… Pure Havana» (частично рай… частично ад… чистая Гавана). Актерский состав — главный конек картины. Здесь и самый популярный Джеймс Бонд (Шон Коннери), и знойная Брук Адамс, и чарующий Денхолм Эллиот.
Герой Коннери, бывший офицер британской армии Роберт Дейпс, прилетает на Кубу по приказу Батисты, поручившего ему обнаружить и подавить партизанское сопротивление. Сам наемник быстро понимает, что зарождающееся восстание уже не остановить, он приехал чересчур поздно. Но тем не менее он остается на Кубе. Не потому что решил встать на одну из сторон баррикад, а потому что встретил свою бывшую возлюбленную — дочку капиталиста, хозяйку фабрики по производству сигар Александру Лопес де Пулидо. У них вновь вспыхивают отношения, все это происходит на фоне надвигающейся катастрофы, а затем открытой борьбы повстанцев с правительственными войсками. И, успокоенный, что революционеры его Александру не убьют, главный герой садится в самолет, летящий в любимую Англию. Здесь примечательна сцена бегства богатых кубинцев, которые бросают все, что нельзя обменять на деньги, в том числе и ненужных родственничков.
Герои вялы и равнодушны на фоне событий, которые не могут оставить в стороне никого. Большую часть фильма мы смотрим на их мучительно нудные диалоги, на их лобызания, когда хочется кричать: «Да где же ты, Фидель?!» Сам Кастро, как и Батиста — второстепенные герои, фон для «большой и великой» любви, которая как загорелась, так и угасла. И этим фильм отвратительно плох и неудачен.
И все-таки мы вполне можем вынести для себя что-то интересное. Это те сцены, которые вставлены мимоходом, попутно. Это, например, сцена погони за партизанами: солдат правительства убивает паренька, который только вчера взял в руки автомат и растерялся, как ребенок, при виде погони. А потом у убитого какой-то верзила отрезает ухо и прикалывает к целой вязанке «трофеев». Или сцена, когда влюбленные герои (он в элегантном костюме, она в длинном красном платье) гуляют по баррио — району, где живут бедняки. И этот фон настолько ужасен (кучи мусора, грязные огромные лужи, босые раздетые дети), что сижу и восклицаю: «Да когда ж этих двоих кто-нибудь пристрелит?!»
Не знаю, специально или по неведению своему режиссер смог показать хотя бы кусочек той Гаваны, которая заслужила революцию.
Фильм рекомендуется тем, кто готов ради действительно важных эпизодов выдержать посредственный сюжет.
Герман Сафронов отзыв на Кинопоиск.ру